18+

X5 перехватывает клиентов «Дикси» и «Магнита» в магазинах у дома

Выручка одного из крупнейших российских ритейлеров «Дикси» в ноябре выросла на 5,3% к аналогичному периоду прошлого года до 24,7 млрд рублей. По отношению к октябрю рост продаж замедлился – тогда он составлял 8,5%, а по итогам первого квартала – 16,5%. Всего за 11 месяцев года выручка «Дикси» выросла на 16% до 281 млрд рублей.
Скромные результаты в ноябре продемонстрировал и лидер рынка продуктового ритейла – «Магнит». Продажи компании выросли на 10,2% к ноябрю 2015 г. За исключением мая, это самый слабый результат 2016 года. С начала 2016 года выручка «Магнита» увеличилась на 13,5% до 960,2 млрд рублей. Ранее ритейлер прогнозировал по итогам года рост выручки на 14-16%, однако при текущих показателях она едва ли превысит 13,5%, полагают эксперты.
По их мнению, формат «магазины у дома», на котором специализируются обе сети, по-прежнему популярен у покупателей. В кризис многие предпочитают такие магазины походам в гипермаркет, что подтверждает успех «Пятерочки»: ключевой формат X5 Retail Group за девять месяцев увеличил продажи на 33% до 556 млрд рублей.
«Проблемы «Дикси» в другом – мало открытий новых магазинов, что на фоне снижения покупательского спроса приводит к закономерному снижению выручки. Дело в том, что ритейлер тратит все резервы на то, чтобы реализовать новую модель реновации магазинов, однако конкретных результатов рынок пока не видит», — рассуждает аналитик БКС Марат Ибрагимов.
Кроме того, компания сейчас сосредоточена на операционных изменениях, в частности в ассортименте, в связи с приходом нового менеджмента. Подобные изменения обычно занимают некоторое время и приводят к проблемам с запасами (пустым полкам), а также оттоку покупателей, которые пока не могут найти привычный ассортимент.
Что касается «Магнита», то там тоже налицо замедление темпов открытий новых магазинов в этом году. Кроме того, ритейлер менее активен в отношении промо-кампаний по сравнению с конкурентами.
В свою очередь, X5 Retail Group делает выручку, благодаря успешному проведению программы обновлений магазинов, которые стали привлекательнее для покупателей с точки зрения ассортимента и внешнего вида, полагает аналитик ИК «Атон» Елизавета Лебедева. «Это позволяет выигрывать конкуренцию за покупателя у других сетей. Кроме того, ритейлер демонстрирует очень высокие темпы открытий — прирост торговых площадей в сегменте «Пятерочка» за девять месяцев текущего года почти на 40%», — добавила она.
Х5 Retail Group в 2015 году открыла порядка 1,5 тысяч магазинов, в 2016 году планируется около 2 тысяч, столько же — в следующем году. Для сравнения, за 11 месяцев 2016 года «Дикси» открыла 80 магазинов, при этом за аналогичный период прошлого года было открыто 472 магазина.
Другой ритейлер – «Лента» — рассчитывает ускорить рост продаж в пределах 4 процентных пунктов за счет покупки активов финского концерна Kesko, решившего уйти из России. В результате «Ленте» достаются 10 гипермаркетов и один супермаркет, что вписывается в ее стратегию. Ритейлер управляет 156 гипермаркетами в 72 городах по всей России и 42 супермаркетами в Москве и Санкт-Петербурге.
В результате по прогнозу «ВТБ капитал», выручка X5 Retail Group и «Ленты» вырастет на 27 и 21% соответственно, что сопоставимо с их планами.
По итогам этого года «Магнит» все еще останется на первом месте по объему выручки, но в четвертом квартале его с большой долей вероятности обойдет Х5 (если сравнивать только продовольственные форматы), прогнозирует Марат Ибрагимов. Если ситуация не изменится, по итогам следующего года именно этот ритейлер окажется лидером рынка.
В этой ситуации эксперты рекомендуют инвесторам покупать акции Х5, поскольку он растет быстрее всех, а торгуется с огромным дисконтом к «Магниту», для которого сохраняется рекомендация «держать». По «Ленте» текущая цена справедлива, она отражает фундаментальную стоимость. При этом инвесторы начинают присматриваться к акциям «Дикси», рассматривая их как возможную историю разворота, резюмирует Елизавета Лебедева.

ПРАЙМ, Наталья Карнова