18+

Особенности PR российских компаний за рубежом в условиях санкций обсудили в Ассоциации менеджеров

Для первого в текущем году заседания комитета по СМИ и информационной политике АМР, устроенного на площадке интернет-издания Lenta.ru, была выбрана важная для рынка тема: «Международный PR в условиях санкций для российский компаний, представленных на международной арене».

N1A8829

Мы знаем о планах российского правительства приблизительно столько же, сколько и все остальные, но видим нашу задачу в объяснении инвесторам нашего понимания и видения

Открывая встречу, первый заместитель исполнительного директора АМР Вадим Ковалев предложил обсудить, какие вызовы санкционного периода можно преодолеть усилиями PR-специалистов.
Сопредседатель комитета по СМИ и информационной политике, главный редактор издания Lenta.ru Алексей Гореславский заострил внимание на том, что по итогам года санкций почти нет исследований относительно того, как сказался кризис на деятельности бизнеса, и призвал присутствующих поделиться опытом в решении проблем компаний, которые они представляют.
Владимир Жуков, директор департамента по работе с инвестиционным сообществом ГМК «Норильский никель», рассказал о важности коммуникаций с инвесторами: «Страусиная политика категорически неправильна. Для инвесторов санкции объединяются в одно понятие: риски. Их волнуют страновые риски, риски санкций против конкретно нашей отрасли, риски возможной принудительной конвертации валютных активов в рублевые и другие. Мы знаем о планах российского правительства приблизительно столько же, сколько и все остальные, но видим нашу задачу в объяснении инвесторам нашего понимания и видения. В 95 из 100 случаев нас слушают, а соглашаются или нет – сказать сложно».
Сергей Сумленный, руководитель рабочей группы «Санкции» RUSSIA CONSULTING Group, считает одной из наиболее сложных задач для западного бизнеса: как разобраться в том, «что запрещено на самом деле». Тексты санкционных постановлений Евросоюза зачастую сформулированы недостаточно четко и допускают противоречащие толкования. Также различается и практика экспортного лицензирования в различных странах ЕС. В результате компании иногда из предосторожности отказываются от сделок. «Клиентов беспокоит возможность нарушения санкций, так как даже нарушение по халатности может влечь за собой значительные штрафы, – пояснил эксперт. – Именно поэтому важно показывать контрагентам, как продолжать вести бизнес и какие сделки могут быть проведены без нарушения санкций».
Хокинс Саншайн, управляющий директор ИФК «МЕТРОПОЛЬ» в своем докладе «Перезагрузка (опять)» напомнил, что за годы иранских санкций компании в общей сложности заплатили за нарушения санкций 9 млрд долларов. «Лучше не рисковать», — озвучил он позицию многих потенциальных инвесторов и контрагентов российских компаний. Эксперт уверен, что в нынешний ситуации старая модель лоббирования, при которой государственные органы различных стран отвечают за взаимодействия, не действует. Зато открылось широкое поле для работы специалистов не только в области PR, но и IR, и GR коммерческих компаний.

N1A8959

Нужно четко оценивать, как сказанное на локальных рынках будет воспринято в России, в том числе, если перевод окажется искаженным

Елена Фадеева, руководитель комитета по профессиональным услугам для бизнеса АМР, партнер и генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard дала ряд практических рекомендаций о том, какими инструментами эффективных коммуникаций обладают PR-специалисты международных компаний – частных и с государственным участием. По словам спикера: «Надо переводить дискуссию в русло, что «мы глобальная компания, один из лидеров в своем секторе. Четко понимать, в каком регионе сосредоточены интересы, какова локальная задача. Нужно действовать как локальная компания, используя локальные инструменты и узких специалистов с глубокими контактами, выстраивать личные отношения, смотреть на мир глазами локальной целевой аудитории. Важно правильно оценивать огромную роль социальных digital media, верно выбирать ключевых спикеров. Рассказывать истории, в том числе – истории лидерства. И всегда говорить правду». Не менее важно, по мнению Елены Фадеевой, четко оценивать, как сказанное на локальных рынках будет воспринято в России, в том числе, если перевод окажется искаженным.
Второй сопредседатель комитета по СМИ — Андрей Кирпичников, директор департамента общественных связей ГМК «Норильский никель» на своей практике оценил действенность этих инструментов. «Мы сейчас живем во время, которое станет кейсом того, как правильно найти методы, инструменты, смыслы и тональность, в том числе на нашем информационном рынке», — уверен Андрей Кирпичников. Эксперт рассказал о том, что в современных условиях даже пресс-релизы, как и остальные формы коммуникации с участием ключевых спикеров компаний, вызывают серьезный интерес у целевой аудитории. В целом за год санкций количество негативных публикаций о российском бизнесе в Германии выросло почти на 50%, но использование эффективных PR-инструментов способствует тому, что «о компании очень взвешенные публикации». Причина в том, что у многих западных бизнесменов есть понимание, что борьба идет за их счет, а свои интересы им ближе, считает он. Андрей Кирпичников выразился в том смысле, что ставшая привычной риторика «business as usual» имеет мало общего с практикой российских компаний, ориентированных на внешние рынки, и тем из коллег по бизнесу, кто еще этого не почувствовал, вскоре также пригодится антикризисный опыт.
По количеству гостей, вопросам из зала и общению в кулуарах по окончании дискуссии, стало очевидно, что рекомендации и кейсы, представленные в ходе обсуждения, востребованы профессионалами рынка, российскими и иностранными журналистами.
По итогам обсуждения представители бизнес-сообщества пришли к мнению, что отечественному бизнесу (как крупному, так и среднему), представленному на международных рынках, совместно со СМИ, общественными организациями (а если это возможно, то при поддержке государства) необходимо выработать единую стратегию продвижения и создания позитивного образа российского предпринимателя и бизнеса в целом за рубежом.

Ассоциация менеджеров