18+

Олег Крылов: требуется реконструкция рынка инкассации

Президент — председатель правления РОСИНКАС Олег Крылов дал обширное интервью для журнала ПЛАС, в котором рассказал о своем видении ситуации на рынке инкассации и услуг по обеспечению безопасности перевозок ценностей, тенденциях развития и проблемах, о положении дел в РОСИНКАСе. Вашему вниманию наиболее интересные выдержки из этой публикации.

img_20161201_151135_560

Есть хорошая поговорка: деньги любят тишину. Особенно это справедливо для наличных. Неслучайно услуги инкассации — один из наиболее закрытых сегментов рынка банковского обслуживания. Это относится как к информационной транспарентности рынка, так и к его низкому уровню открытости для вхождения новых участников. Для добросовестного участника выход на этот рынок сопряжен с ощутимыми инвестициями: в бронированные спецавтомобили, в подготовку и обеспечение безопасности персонала, в его страхование, вооружение, в сопутствующую инфраструктуру (тиры, оружейные комнаты, обучающие программы и т.д.
На этом фоне представляется вполне логичным, что как в России, так и во всем мире этот рынок поделен между небольшой группой крупнейших игроков, занимающих устойчивые позиции. При этом, если говорить о российской специфике, то у нас существенная доля рынка инкассации принадлежит банкам, которые удерживают клиентов, в основном ритейлеров, не только (а порой и не столько) качеством услуг, обеспечиваемым их инкассаторскими службами, сколько дополнительными банковскими сервисами. За счет этого они, в частности, имеют ряд конкурентных преимуществ перед небанковскими структурами, специализирующимися на инкассации.
Во многих развитых странах коммерческие банки постепенно отказываются от поддержания этого непрофильного для себя, и притом весьма инвестиционно емкого, направления бизнеса. Так, если проанализировать зарубежный опыт, там рынок услуг инкассации уже давно практически поделен между 3-4 глобальными CIT-корпорациями, которые при обслуживании клиентов работают в плотной кооперации между собой, а также местными центральными и коммерческими банками. Среди таких структур можно выделить прежде всего Loomis, G4S, Brink’sи Prosegur.
Несмотря на некоторое снижение доли розничных платежей с использованием наличных за счет роста популярности безналичных платежей, в России, как, впрочем, и в большинстве развитых стран мира, объем наличной денежной массы в абсолютном выражении продолжает увеличиваться. Таким образом, есть все основания прогнозировать, что в обозримом будущем рынок инкассации будет только расти. Как известно, в России спецификой развития инкассаторского бизнеса в регионах является относительно низкая плотность клиентов, небольшие объемы перевозок, большие расстояния, необходимость координации деятельности службы на больших территориях. Обеспечить коммерческую эффективность инкассации в подобных условиях под силу только таким специализированным перевозчикам, как «РОСИНКАС» ЦБ РФ.

ink_d_850
На сегодняшний день разветвленная филиальная сеть объединения «РОСИНКАС» представлена 77 филиалами (территориальными управлениями инкассации), сфера деятельности которых охватывает всю территорию страны. Необходимость присутствия «РОСИНКАС» в каждом регионе обусловлена в первую очередь выполнением функций по перевозке резервных фондов Банка России — задача, которая делегирована исключительно нашему объединению. Сегодня «РОСИНКАС»- это более 5200 единиц специального автомобильного транспорта и 17,9 тыс. сотрудников, имеющих специальную подготовку, хорошо знакомых с процедурой и спецификой оказываемых услуг, грамотно оценивающих возможные риски, а также принимающих своевременные адекватные решения в полном соответствии с задачами защиты материальных интересов заказчиков.
Также мы ожидаем рост спроса на комплексные кассово-инкассаторские услуги со стороны клиентов, особенно с учетом планов Банка России по оптимизации сети региональных расчетно-кассовых центров.

0_6dd9b_7cf9227d_xlУгрозы ограбления перевозчиков ценностей в условиях экономической нестабильности все более актуальны. Об этом нам напоминают и средства массовой информации, периодически доводя до населения трагические подробности случившихся ограблений. Общеизвестно, что чем выше уровень экономики в стране, удовлетворенность населения качеством жизни, тем ниже уровень преступности. Напротив, нестабильная экономическая ситуация порождает рост преступности, что не может не сказываться и на безопасности работы инкассаторов.
Согласно статистике МВД, за 2015 год в России было совершено более 200 нападений на различных перевозчиков наличности. Показательно, что из них только 12 пришлось на профессиональные лицензированные организации. Для сравнения: в 2014 году было совершено 271 аналогичное преступление, при этом лицензированные инкассаторские структуры подверглись нападению только в 11 случаях, основная же масса нападений и в прошлом, и в позапрошлом году приходилась на ЧОПы и различных теневых перевозчиков наличности. Говоря о безопасности в сфере НДО,можно отметить и существенный всплеск преступлений, связанных с устройствами банковского самообслуживания — банкоматами и платежными терминалами. Например,в 2015 году количество различных видов хищений из банкоматов и терминалов превысило 4100 случаев за год. Правда, за первое полугодие 2016-го таких преступлений зарегистрировано чуть более 1000, что позволяет надеяться на благоприятную тенденцию в данной сфере. Впрочем, данный спад может быть обусловлен и сокращением общего парка банковских платежных терминалов.

col_9

Когда я говорил о высокой цене входа на рынок, я не случайно подчеркнул, что это справедливо только для добросовестных участников. Поскольку, к сожалению, сегодня существует целая прослойка компаний, которые пытаются игнорировать практически все правила и требования, принятые в инкассаторском бизнесе. Речь идет прежде всего о «серых» и «черных» перевозчиках наличности.
Очевидно, что для такого рода структур оказание инкассаторских услуг (в том виде, как они их понимают) практически не связано со сколько-нибудь серьезными инвестициями. Вместо бронированного специального автотранспорта они используют обычный, вплоть до подержанных «жигулей», а также зачастую не обучают и не защищают своих сотрудников. Очевидно, что преступники выбирают в качестве жертв самые уязвимые инкассаторские службы. Неподготовленный перевозчик десятков миллионов рублей, не имеющий ни бронеавтомобиля, ни порой даже бронежилета, — идеальная мишень для нападения, в отличие от опытной инкассаторской команды, вооруженной самыми современными средствами обеспечения безопасности и постоянно находящейся в прекрасной физической и, если можно так выразиться, психологической форме.
Не буду скрывать – в «РОСИНКАС» мы очень бережно относимся к нашим людям. Да, у нас действительно тяжелые условия работы. Инкассаторам порой приходится преодолевать много сотен километров в замкнутых условиях, в состоянии напряжения, с оружием, охраняя иногда поистине огромные суммы наличных денег. Поэтому особое внимание мы уделяем подготовке персонала. Так, у нас есть свой учебный центр, оснащенный по последнему слову техники, а недавно мы приняли решение о введении штатной должности психолога.
Аналогичный подход в той или иной мере практикуют все добросовестные участники рынка инкассации, включая, конечно же, Сбербанк России, также обладающий современнейшим центром подготовки инкассаторов.

rosinkas-predlagaet-vydelit-otdelnye-parkovochnye-mesta-dlya-inkassatorov_1

По этой причине на сегодняшний день основная доля легального инкассаторского рынка поделена, как я уже говорил, между несколькими крупнейшими участниками. В то же время «серые» инкассаторские структуры наряду с повышением криминогенной обстановки способствуют необоснованному занижению стоимости услуг инкассации, поскольку в большинстве случаев практикуют откровенный демпинг. Они могут себе позволить при минимальных вложениях предлагать существенно более низкие расценки, чем профессиональные лицензированные структуры. В результате последние оказываются менее конкурентными в плане своих цен (конечно же, с точки зрения их абсолютной величины, а не соотношения цена/качество), а некомпетентные (либо недальновидные) заказчики из числа ритейлеров (или обслуживающих их банков, практикующих аутсорсинг инкассации) — подвергать себя неоправданно высоким рискам.
Конечно же, нас как ключевого участника рынка инкассации структуру Банка России не может устраивать подобная ситуация. Мы остро заинтересованы в том, чтобы все игроки здесь были добросовестными и соблюдали все установленные требования. Свежим примером здесь может выступать история банка «Адмиралтейский», который в 2015 году проводил крайне агрессивную политику, стремясь захватить как можно больший кусок рынка. Практика показала, что бывает, когда банк, который активно позиционировал себя, в том числе в сегменте инкассации, «неожиданно» лишается лицензии. Все закончилось, по законам жанра, масштабным» схлопыванием», обернувшимся огромными проблемами для большого числа клиентов банка, как ритейлеров, так и небольших кредитных организаций. В результате Объединению «РОСИНКАС» пришлось срочно создавать свои дополнительные подразделения в Москве и Санкт-Петербурге и переводить к нам на обслуживание бывших клиентов банка «Адмиралтейский», у которых к этому моменту уже «зависли» огромные суммы необработанной наличности. Всех подробностей я приводить не буду, но скажу лишь, что для успешного разрешения данной ситуации нашим службам пришлось в течение нескольких недель работать круглосуточно. Вот лишь один пример, чем может обернуться демпинг на рынке инкассации.

col_39
Отмечу, что, предлагая ритейлерам даже качественные услуги перевозки наличных, соответствующие всем установленным требованиям к безопасности, банки в ряде случаев все равно демпингуют. В этом случае их совершенно нереалистичные расценки на этот вид сервиса обусловлены тем, что инкассация предлагается в пакете с другими сервисами, включая расчетно-кассовое обслуживание, кредитование бизнеса и т. п., за счет которых банк и получает основную прибыль от работы с ритейлером. Инкассация в этом случае служит своего рода бонусом и предоставляется «по себестоимости» или даже ниже. Очевидно, что и здесь профессиональным инкассаторским компаниям бывает трудно конкурировать, поскольку, не имея банковской лицензии, они могут рассчитывать на прибыль только от своего основного бизнес-направления.
Вопросы демпинга мы поднимали неоднократно, в том числе на Всероссийском совещании Банка России, которое ежегодно проходит весной и собирает руководителей всех территориальных учреждений ЦБ РФ. Мы считаем, необходимо организовать жесткую систему проверок, позволяющих контролировать качество и безопасность работы всех операторов на рынке перевозки наличных денег. Поскольку демпинговые цены, предлагаемые небольшими структурами, являются не чем иным, как следствием систематического нарушения строго прописанных правил инкассации, определенных Банком России. А каждое такое правило в буквальном смысле пишется кровью, за каждым стоят нападения на инкассаторов, хищения многомиллионных сумм и человеческие жизни. И поэтому ситуация, когда за счет циничного пренебрежения всеми этими правилами «серые» операторы делают неконкурентоспособными тарифы профессиональных лицензированных инкассаторских компаний со штатом в тысячи сотрудников (к слову, только в «РОСИНКАС» сегодня работают почти 18 тыс. человек), требует оперативного вмешательства. На рынке инкассации должны остаться только добросовестные игроки, играющие по правилам.

SONY DSC

Создание Ассоциации российских перевозчиков обусловлено давно назревшей необходимостью формирования цивилизованного рынка перевозки денег. Требуется «реконструкция» рынка инкассации для того, чтобы на нем остались только структуры, которые четко выполняют все стандартные требования.