18+

Николай Степанов: Вокруг да около профессионального стандарта

Шапка  Мономаха

Самая скучная по рейтингу тема:

Вокруг да около профессионального стандарта.

 

                                                                     Так решено: не окажу я страха, —

                                                                           Но презирать не должно ничего…

                                                                           Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

        А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов»

Кому и зачем нужен профессиональный стандарт?

 

          Профессиональные стандарты ввели страны Евросоюза к концу прошлого века. Профессиональный стандарт тесно завязан с обучением профессии. Его концентрат, визитная карточка: именной сертификат обладателя профессии. Сертификат получают вместе с дипломом молодые специалисты, завершив первое образование. При выдаче сертификата учитывается не только факт наличия диплома, но и пригодность к профессии. В дальнейшем, после дообучения  в течение всей активной профессиональной деятельности, специалистам в тестовых организациях выдают все новые сертификаты. С ними соискатель приходит устраиваться по найму. От слова «специалист» отказались не только в Европе и в США, но и в Казахстане и на Украине. Но нам обойтись синонимом никак пока не возможно. Так вот: сертификат об уровне компетенции и квалификации оказался в мире главным международным документом, определяющим профпригодность. Точнее комплект: сертификат, совокупность полученных образований и практический опыт. Специалист, дообучаясь,  и проходя тесты, накапливает сертификаты и «в кадрах» может предъявить самый последний или весь пасьянс. Поначалу было так: в Англии (для примера) учителям по мере роста компетенции по профессии выдавали сертификаты: «квалифицированный учитель» — «учитель основного уровня» — «учитель-специалист» — «учитель-знаток» — «учитель-эксперт продвинутого уровня». Во как!

В итоге Евросоюз разработал для всеобщего употребления и понимания «кто есть кто» систему уровней компетенций-квалификаций. Ступеней-уровней подъема на Олимп оказалось девять (похоже на кю – даны в японских играх сёги или в каратэ).  Тогда и понятие «специалист» перестали применять. В России Европейскую, а теперь уже всемирную систему компетенций начали вводить после Указа Президента от 7 мая 2012 года № 597 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Имеются в Указе и сведения про 800 профессиональных стандартов, и про кодекс профессиональной этики. Рекомендую коллегам прочитать самим для ориентирования в части, нас касающейся.

После опубликования Указа появилось несколько групп правовых и нормативных документов. Почти одновременно: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», Федеральный Закон от 03.12.2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и ст. 1 Федерального Закона «О техническом регулировании». Нововведенная ст.195-1 ТК РФ определила национальный стандарт, как характеристику квалификации, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В ч.3 ст.1 Федерального Закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» теперь указано, что действие положений о стандартизации (услуг в нашем случае) не распространяется на правила (стандарты): Федеральные государственные образовательные и профессиональные. Правила разработки и действия для этих групп стандартов определяются отдельно Правительством Российской Федерации. Следовательно, при разработке и применении профессиональных стандартов не действует главный принцип стандартизации услуг – ДОБРОВОЛЬНОСТЬ. А имеют приоритет установления Государства. По поручению Правительства права на разработку ПРАВИЛ для профстандартов (см. выше текст о Постановлении № 23) переданы в Минтруд. Из соблюдения которых и предписывается исходить всем проявившим желание заявить о разработке. В соответствии с  Приказами №№ 147н, 148н, 170н Минтруд эти правила объявил. Появились ответы на вопросы:

— Кто?: … «могут подготавливать работодатели, их объединения, профессиональные сообщества, СРО и иные некоммерческие организации с участием учреждений профобразования и других заинтересованных юрлиц». Добровольность сохранилась для желания поучаствовать и только для него.

— Зачем?: … «профстандарты применяют работодатели, организации профобразования. ОНИ ПОТРЕБУЮТСЯ И ПРИ РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ.

(www gorant.ru(hotlav/federal/445360/). Отсюда важный вывод: ПРОФСТАНДАРТЫ  ОПРЕДЕЛЯЮТ  СТАНДАРТЫ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ. А не наоборот.

— В каких направлениях?:

— повышения эффективности взаимодействия сферы труда и системы образования; учета требований рынка при разработке образовательных стандартов и программ обучения;

—  унификации и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определения профессиональных требований к работникам;

— совершенствования  производственной культуры на российских предприятиях, ПРЕОДОЛЕНИЯ  ОТСТАВАНИЯ  ОТ  МИРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ  ЛИДЕРОВ;

—  добровольной сертификации профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования (добровольного прохождения тестирования в аккредитованных организациях с получением сертификата для желающих);

— создания условий для большей информированности граждан о рынке труда по подбору подходящей работы и профессиональной ориентации, планирования работниками своей карьеры, повышения уровня профессиональной подготовки; решения широкого круга задач в области управления персоналом организаций.

Для организации: формирования кадровой политики, организации обучения и аттестации персонала.

Предложенные выводы о направлениях влияния профстандартов сделаны Институтом ДПО ГАСИС НИУ «Высшая школа экономики».

Выводы о продолжительности образовательного процесса:

— дополнительное профессиональное образование должны получать представители профессий – исполнители трудовых функций на нижних профессиональных уровнях весь период активной трудовой деятельности;

— среднее профессиональное образование (колледж) занимает по продолжительности от одного до трех лет;

— бакалавриат по профессиональному профилю образования занимает четыре года;

— специалитет или магистратура – вторая ступень высшего образования на базе бакалавриата – 2 года.

Для нашей «области профессиональной деятельности» влияние профстандартизации остро сказалось с принятием Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.

«Статья 74. Квалификационный экзамен».

  1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
  2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
  3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, И (ИЛИ)  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ  ПРОФЕССИЯМ  РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ  СЛУЖАЩИХ. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Понятно: вопросы, заложенные в уровни квалификации профессиональных стандартов, окажутся в Программах обучения и в экзаменационных билетах. Означает ли это, что Программы предстояло менять? По Европейским правилам программы меняют 1 раз в 5-ть лет.

В охранном сообществе есть несколько профессиональных специалистов, которые определенно  могли бы ответить на этот и на несколько других, изложенных ниже вопросов. Поручусь, что наиболее компетентным из них, превосходящим других значительно, оказался Александр Зигмундович Колясинский. На него упал груз практического решения: как быть с программами? (читайте «Гардинфо» от 04.10.2013г «Обсуждаем законодательные инициативы»).

 

Как развиваются события?

Выше мы сообщали: Минтруд, получив поручение Правительства, разработал приказы о практических шагах, из которых наиболее важен для нас Приказ № 148н от 12 апреля 2013 года. Воспроизведем его полностью, как неотъемлемую часть и первоисточник всех и всяческих рассуждений о профессиональных стандартах:

 

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 апреля 2013 года N 148н

Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293),приказываю: Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Министр
М. Топилин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 мая 2013 года,
регистрационный N 28534

 

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в разделе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Уровень

Показатели   уровней квалификации

Основные   пути

Полномочия   и ответственность

Характер   умений

Характер   знаний

достижения   уровня квалификации

1 уровень Деятельность под руководством. Индивидуальная   ответственность Выполнение стандартных заданий (обычно физический   труд) Применение элементарных фактических знаний и (или)   ограниченного круга специальных знаний Краткосрочное обучение или инструктаж. Практический   опыт
2 уровень Деятельность под руководством с элементами   самостоятельности при выполнении знакомых заданий. Индивидуальная   ответственность Выполнение стандартных заданий. Выбор способа   действия по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения   программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям   служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2   месяцев). Практический опыт
3 уровень Деятельность под руководством с проявлением   самостоятельности при решении типовых практических задач. Планирование   собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи.   Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способа   действия на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с   учетом условий их выполнения Понимание технологических или методических основ   решения типовых практических задач. Применение специальных знаний Основные программы профессионального обучения —   программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям   служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения   квалификации рабочих, служащих (до одного года). Практический опыт
4 уровень Деятельность под руководством с проявлением   самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации   и ее изменений. Планирование собственной деятельности и/или деятельности   группы работников исходя из поставленных задач. Ответственность за решение   поставленных задач или результат деятельности группы работников Решение различных типов практических задач. Выбор   способа действия из известных на основе знаний и практического опыта. Текущий   и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Понимание научно-технических или методических основ   решения практических задач. Применение специальных знаний. Самостоятельная   работа с информацией Образовательные программы среднего профессионального   образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).   Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной   подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы   переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих,   служащих.
Практический опыт
5 уровень Самостоятельная деятельность по решению практических   задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в   управлении решением поставленных задач в рамках подразделения.   Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности   группы работников или подразделения Решение различных типов практических задач с   элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся (различных)   условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция   деятельности Применение профессиональных знаний технологического   или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой   для решения поставленных профессиональных задач Образовательные программы среднего профессионального   образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы   подготовки квалифицированных рабочих (служащих).  Основные программы   профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по   профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих,   служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Дополнительные   профессиональные программы. Практический опыт
6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая   определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели.   Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений   Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или   организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и   корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или   методических решений Применение профессиональных знаний технологического   или методического характера, в том числе, инновационных. Самостоятельный   поиск, анализ и оценка профессиональной информации Образовательные программы высшего образования —   программы бакалавриата. Образовательные программы среднего профессионального   образования — программы подготовки специалистов среднего звена.   Дополнительные профессиональные программы.  Практический опыт
7 уровень Определение стратегии, управление процессами и   деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне   крупных организаций или подразделений. Ответственность за результаты   деятельности крупных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной   деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и   технологий, в том числе, инновационных. Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной   деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной   области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития   области профессиональной деятельности и/или организации Образовательные программы высшего образования —   программы магистратуры или специалитета. Дополнительные профессиональные   программы. Практический опыт
8 уровень Определение стратегии, управление процессами и   деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне   крупных организаций. Ответственность за результаты деятельности крупных   организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и проектного   характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и   межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития   области деятельности Программы подготовки научно-педагогических кадров в   аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-
стажировки. Образовательные программы высшего   образования — программы магистратуры или специалитета. Дополнительные   профессиональные программы. Практический опыт
9 уровень Определение стратегии, управление большими   техническими системами, социальными и экономическими процессами. Значительный   вклад в определенную область деятельности. Ответственность за результаты   деятельности на национальном или международном уровнях Решение задач методологического, исследовательского   и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности   процессов Создание новых фундаментальных знаний   междисциплинарного и межотраслевого характера Программы подготовки научно-педагогических кадров в   аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-
стажировки. Дополнительные профессиональные программы.   Практический опыт

 

 

В тексте Приказа за основу взято наполнение Европейских девяти уровней.  «Это – приказ!».  Вспоминается знакомая служилым людям фраза. В Приказе № 148н не встречается ни одного слова «рекомендация». Предлагается всем заявившимся делать стандарты по образу и подобию, изложенному Выше. И по форме, и по содержанию. При этом уровней может быть и не девять. А пять (например).

Напомню: готовившиеся нами ранее стандарты услуги, насквозь построенные на добровольности и творческом понимании путей влияния на качество и профессиональные стандарты (как и образовательные стандарты) – суть принципиально разные вещи! В профессиональном стандарте  заложены основополагающие значения: трудовая функция, соответствующее ее исполнению профессиональное образование плюс опыт. Качественное исполнение трудовой функции на базе полученного профессионального образования, приобретенных умений и опыта создают основу компетенции. Присвоенная и подтвержденная квалификация определяет возможную должность.

… Все это мы обсуждали на Совете СРО «Школа без опасности» еще в феврале. А 1 марта подали в Минтруд заявку на разработку профессионального стандарта. Стандарта защитника образовательных учреждений. При изучении штатной иерархии ведущих объединений СРО, таких как «Родикон», «Легионер», оказалось, что трудовые функции вошедших в СРО лидеров как по заказу вписываются в утвержденное Приказом № 148н  содержание 8 (восьми) уровней профстандарта (см.выше). Все согласились, что 9-го уровня в профессиональной области «частная охрана» в России пока нет. В связи с чем коллективу Совета не составило особого труда заполнить имеющейся в наличии у практиков фактурой графы предложенных Минтруд уровней в строгом соответствии с их типовым наполнением из Приказа. Взяли из практической деятельности «Родикона», «Профи», «Легионера» и др. организаций, вошедших в СРО, сложившееся за последний десяток лет структурирование персонала, не затратив усилий на «творческий поиск».  Велосипед был изобретен! Посложнее оказалось  с переносом наработанных практикой значений в макет, предписанный Приказом № 147 н. Но и здесь без проволочек помогли компетентные специалисты из НИИ Труда и социального страхования, и разработка (если так следует выразиться)  была завершена к маю 2013 года. Одновременно шло изучение трудовой функции по нашему узкому  образовательному профилю охраны в регионах, был собран материал и издана брошюра «Угрозы и риски безопасности в бюджетном образовательном учреждении» (72 стр.), что способствовало углубленному пониманию задач  персонала по защите образовательных организаций. В Москве мы изучили деятельность  23-х наиболее солидных охранных компаний, лидеров по объемам услуг в рассматриваемом ВИДЕ охраны.

Были получены и исправлены замечания, сделанные по тексту нашего проекта как кураторами из Минтруд, так и вошедшим в рабочую группу заместителем начальника отдела из ГУ ОООП МВД России. Работа близилась к завершению, однако… мы не стали отсылать готовый стандарт «на соискание» поперек батьки… . Тем более, что «батек» образовалось два: Общероссийская общественная организация «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности» — Председатель Галочкин Д.Е. и Общероссийский профсоюз работников негосударственных организаций безопасности – Председатель Токарев В.В.  Соблюдать приличия необходимо, когда живешь в сообществе. Гордыня – смертный грех.

Параллельно и почти одновременно с нами (с 23 марта 2013 года) разработку профстандарта, но уже всей области профессиональной деятельности,  взял на себя и вел все это время профсоюз НСБ. Вначале один «зам» — Хмелев Сергей Олегович. Потом другой  «зам»–  доцент Просолов Валерий Иванович. 14 августа в Общественной палате состоялась презентация проекта. Мы воздержались от критических замечаний. Но содержание показанного на презентации и вывешенного на «Хранителе» стандарта  умозрительно не соответствовало наполнению уровней, объявленному  Приказом № 148н , в связи с чем мы с Сергеем Васильевичем Саминским записались в рабочую группу по разработке стандарта, как и несколько коллег, в надежде высказать наше видение наполнения стандарта на совместной встрече. Однако время шло, а рабочая группа не собиралась…

 

Подход к исполнению приказов.

        Наверное, к исполнению требований Приказа № 148 н следовало подойти гибко. «Единые требования к квалификации работников,  установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и учтены с учетом специфики ВИДОВ профессиональной деятельности». Отсюда можно было выработать пошаговый путь движения. Возможно, что формулировка приказа относится более ко второму этапу – разработке профстандартов по ВИДАМ (к одному из которых и принадлежит наш узкопрофильный «школьный» проект). А главный общеотраслевой стандарт, единый, может ли  не «строго соответствовать» по предназначениям каждого уровня, взятым из Европы?  Их (уровней) принципиальное содержание не должно меняться, но может уточняться, когда речь пойдет о видах. Это же приказ профильного Министерства, выполняющего поручение Правительства и Президента. И касается он всех отраслей профессиональной деятельности. Участники рабочей группы, наверное, знают больше и полученной информацией руководствуются. У нас же… только Приказ… Который надо выполнять. Солдат думает о бое. А полководец о ходе сражения…

 

Умом Россию не понять,

             аршином общим не измерить…

Но это не значит, что уровни профстандарта должны

быть «свои», а не Европейские.

            Для нас (предпринимателей) конечный продукт профессиональной стандартизации – все-таки воплощен в должность соискателя в соответствии с его сертификатами. Для обучающих мэтров из НОУ на первом месте  программы, их судьба и перемены. Их движение. Мы (вместе с НОУ) в нашей области профессиональной деятельности постепенно придем к пониманию необходимости введения сертифицирования всего персонала. У нас (в отрасли) нет соответствующих сертифицирующих организаций. Квалификационный экзамен, заменяющий и олицетворяющий тест – несколько другое. Свидетельство о присвоении квалификации лишь одно из условий прохождения теста. Допуска к итоговому тесту. Не хотелось бы, чтобы возникали сторонние тестовые организации, поскольку нет уверенности, что не будет «как всегда». Не воспреобладает прейскурант. С которым знаком каждый. Мы в СРО «Школа без опасности» склонны к решению, что тесты должна проводить комиссия СРО. С учетом аттестации работника, характеристик от пользователя услугой и личных деловых качеств. На основе изучения многих заключений экспертных проверок «на посту» силами контрольных служб, ГБР и начальника охраны ( у нас – так) в отношении каждого живого исполнителя. Очень мешает отсутствие единой базы данных на охранников по региону, хотя бы на допущенные ими нарушения. О руководителях вопрос ставится несколько по другому. Показатели на посту – показатели руководителей среднего звена и основа их профпригодности.

Поскольку в России все еще нет ни профильного профессионального  высшего, ни тем более (!) профессионального среднего образования: образовательные организации Высшей школы пытаются заинтересовать крупнейших предпринимателей обучением руководителей на различных «ускоренных курсах». Доказывая сомневающимся, что бизнес всюду один и тот же (тогда зачем же 800 профессиональных стандартов? Хватило бы и одного…). Вуалирование неумения обучать профессии? «Ложные цели»? В психолого-педагогическом университете занятия проводят практики…Только по конкретным вопросам профессиональной деятельности. Никаких «общих тем».  По этому вопросу член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Галочкин Дмитрий Евгеньевич  9 октября в ТПП отметил: «Все действия по изменению системы подготовки охранников надо соотносить с ведущейся работой по выработке профессиональных стандартов».

Так или иначе, наиболее заинтересованным звеном в применении, в способах адаптации профессионального стандарта « специалистов в области охраны» оказываются те, кто учит. Интересы всех НОУ или наиболее значительной их части выражает А.З. Колясинский.  Поддержанное ГУ ОООП МВД РФ стремление Главного Учителя частной охраны выполнить государственные установления и вписаться в новые требования, мы 4.10.2013г. увидели в проекте Приказа, размещенного на портале «Гардинфо». Где предлагаются вниманию охранного сообщества две типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частного охранника: «Программа подготовки частного охранника» и «Программа повышения квалификации частного охранника». Программы профессионального обучения по Европейским правилам вытекают из требований профессионального стандарта. Но обсуждение шло вяло: 14 комментариев. Тогда как по ПП их было около 600. Народ разуверился. Яркий пример тому: константин. Не уверены разработчики в успехе: постеснялись ответить оппонентам под своими фамилиями.

 

Профессиональный уровень и трудовая функция

в  частной охране.

            В методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов Минтруда

(www misis.ru.portals/o/umo/Проект%20методологические%20рекомендации) сказано:

п.1.2 «Разработчики проекта профессиональных стандартов:

1.2.1  Организуют проведение анализа в целях разработки профессиональных стандартов:

— квалификационных характеристик, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (объединяющих должности руководителей, специалистов, служащих, профессии рабочих с точки зрения ОДНОРОДНОСТИ  СОДЕРЖАНИЯ  РАБОТ (трудовых функций))».

С тарифно-квалификационным справочником работ и профессий (ЕТКС, выпуск № 1) Вы знакомы!

Раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.04.2009г. № 199  в «общий» раздел введен параграф 262а «Охранник». Профессия «охранник» содержит одну (единую) характеристику работ (теперь названную Минтруда «трудовая функция») по признаку полной однородности их содержания всюду (вне зависимости от разрядов). Различия, предложенные после описания характеристики работ, имеют отношение к тарифу (4,5,6 разряд) и изложены после характеристики отдельно, как дополнения, несколькими словами. В связи с тем, что процитированная нами в начале настоящего материала ст.74 Закона «Об образовании в Российской Федерации» опирается на профессиональные стандарты и на установления в связи с прохождением квалификационного экзамена на квалификационные разряды, соответствующие профессии, возникает некоторое противоречие. Во-первых оно в том, что справочник ЕТКС -тарифно-квалификационный. Установление тарифов по квалификации – вот его предназначение (поправьте, если ошибаюсь).

Тариф (Викепидия) – «система ставок платы (платежей) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями. К категории тарифов относятся также системы ставок оплаты труда» — конец цитаты. То же самое в других словарях. Противоречие – в отсутствии профессии в других справочниках. Если Вы откроете параграф 262 а – еще раз убедитесь: характеристика работ (трудовая функция) одна и та же, единая на все три тарифно-квалификационных разряда. «Требуется» от работника всегда одно и тоже, кроме слов: « С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ПО  НЕОБХОДИМОСТИ  СПЕЦИАЛЬНЫХ  СРЕДСТВ,  РАЗРЕШЕННЫХ  В  ОХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 4-й РАЗРЯД» — С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  …СПЕЦИАЛЬНЫХ  СРЕДСТВ И  ГРАЖДАНСКОГО  ОРУЖИЯ, РАЗРЕШЕННЫХ В  ОХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 5-й  РАЗРЯД, С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  …  СПЕЦИАЛЬНЫХ  СРЕДСТВ,  ГРАЖДАНСКОГО  И  СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ,  РАЗРЕШЕННЫХ  В  ОХРАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – 6-й РАЗРЯД.  Использование  при выполнении трудовой функции тех или иных средств не есть сама функция. Приложение – примечание в виде приписок к характеристике работ, к единой и основной трудовой функции, определяют степень допуска работника к использованию в ходе исполнения трудовой функции средств «силовой поддержки» его законных требований и не есть сама функция. По смыслу существования справочника параграф 262 а введен для понимания различия в тарифах по разрядам. Или нужно было вводить параграф в другой справочник и по другому строить трудовую функцию основной профессии. А то, что мы сегодня имеем – трудовая функция одна и та же. Так получается «по букве». При этом одно-единая трудовая функция, как видите, нисколько не мешает существованию трех тарифно-квалификационных разрядов. Они как бы живут сами по себе. И пускай себе живут!

А как «по духу»? По духу трудовая функция профессии «охранник» распадается на три части. На три уровня (по Европейски). Но совершенно другие, с разрядами не связанные. ПЕРВЫЙ – пассивное наблюдение с уведомлением «служб» об обнаруженных угрозах. Без обязанности «пресекать и противостоять». ВТОРОЙ – активная профилактика угроз действиями — методами частной охранной деятельности. ТРЕТИЙ – предоставленные законом охраннику права активно передвигаться в пространстве в зоне ответственности без объекта охраны или вместе с объектом.

МИНТРУДА РАЗЪЯСНЯЕТ: «ОДИН УРОВЕНЬ — ОДНА ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ – ОДНИ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ».

В предложенном нами разделении удачно учтено разделение функции оператора,  ночного сторожа, объектового охранника и маршрутного  члена экипажа со сложными задачами или телохранителя.  В официальном проекте профсоюза, названном «Обеспечение защиты охраняемых лиц…» об обеспечении защиты охраняемых лиц не сказано ни слова! Как и о работе в зоне ответственности «вне объекта» и «без объекта». Раз уже ничего нет о работе на маршруте, и (тем более!) не остается никаких сомнений в однородности, единстве трудовой функции, нужно заметить, что в              проекте нет «не только духа», «но и буквы». Одна и та же трудовая функция разорвана, растащена на 6 уровней, где не выделены ни единым  словом конкретные действия «инкассатора» (пишу для краткости и ясности), экипажника ГБР, телохранителя. Значит, в программах будущего мы снова ничего не увидим про особые условия деятельности  перечисленных ВИДОВ охранных услуг.  Программы обучения связаны-увязаны с разрядами, и в меньшей степени с трудовой функцией. Несколько дней назад в Центре по лицензионно-разрешительной  работе на Щепкина мне был задан вопрос: что предпринять для исключения фактов утраты оружия? Отвечаю: принимать альтернативный профессиональный стандарт с учетом особенностей предложенной здесь редакции «третьего уровня» и разработкой соответствующих программ подготовки особого допуска к этим наиболее сложным ВИДАМ охранных услуг. Легче учить, чем переучивать. Что всего лишь соответствует требованиям Приказа № 148н о наполнении уровней. Впрочем, всегда есть кому ответить за утраты оружия при передвижениях «вне объекта» и за гибель охранников: генеральному директору – должностью, а то и уголовным делом, а собственнику – содержимым КХО  и бизнесом. Разработчик тут не причем.

Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы дать наиболее приемлемые по практическим наработкам определения и охарактеризовать двумя-тремя словами каждый уровень профстандарта по профессии частная  «охрана». Примерные содержания трудовых функций в уровнях на мой практический взгляд могут быть следующими:

  1. Пассивная охрана (защита): визуальный непосредственный сторожевой или  удаленный (операторский) контроль за уровнем угроз без возложения обязанностей личных действий по их предотвращению.
  2. Активная охрана (защита): контроль, сопряженный с личными действиями по профилактике, выявлению и пресечению угроз.
  3. Охрана на маршрутах по сопровождению охраняемого объекта или в  зоне ответственности выделенных на маршрут работников.
  4. Оперативное управление «онлайн» информацией и связью, руководство резервом (группой поддержки).
  5. Руководство ограниченным производственным участком с функцией организации труда и ответственностью за результат.
  6. Руководство однородной производственной линией или территориальной зоной в масштабе ЧОПа или объединения ЧОПов, с функцией организации технологий и ответственностью за результат.
  7. Стратегическое руководство обособленным подразделением (ЧОПом) с ответственностью за результат перед учредителями.
  8. Политическое руководство группой охранных и смежных компаний с выбором направлений производственной и общественной деятельности.

Примечание: Под политическим руководством мы понимаем ориентирование ЧОПа на консолидацию, на вступление в СРО, участие в управлении СРО, на объединение в Союзы работодателей и другие общественные организации, влияющие на совершенствование законодательства и выбор форм взаимодействия с правоохранительными органами, с муниципальной властью, участие в тройственных соглашениях, а также принятие решений на экспансию в другие регионы.

 

Направления производственной деятельности.

                 Девятого уровня в России пока нет.   Невероятно, что одна и та же трудовая функция из параграфов 262 а и 372 растянута на целых 6, а даже не на 3 уровня. Функция сторожа-вахтера  параграф 372 мало чем отличается от функции охранника из параграфа 262 а.  Почему она выделена и отделена? Интересно бы узнать, чем отличается функция контролера (администратора) торгового зала – которой и нет в ЕТКС, от функции охранника? Но вопрос (полагаю) зависнет в воздухе.  Поскольку в характеристике работ «администратор торгового зала» — ни слова нет о безопасности! Вопросов накапливается достаточно. И все они без ответа. Нужен непрерывный «круглый стол»  ответов на вопросы. Для этого мы развиваем СРО. В СРО все теоретические вопросы должны ориентироваться на требования качества. И сведены до самых простых и понятных действий. Чтобы нас не запутали «в трех соснах».

Наука и жизнь № 1.

        Естественным выглядит желание профессиональных преподавателей увидеть очередь на «товаропоток» предписываемых профстандартом знаний в виде новых программ. Это ли не звездный час российских НОУ?! «Вторая линия» при сохранении всех условий с ПП. « Второй фронт»…против мглы  охранного невежества. В виде бесконечной вереницы коллег, постоянно реализующих неослабевающее стремление учиться, переобучаться, дообучаться… .  В творческом поиске  и в прицеле на увязывание достойного уровня преподавания  охранных наук с требованиями времени всецело поддерживаю Александра Зигмундовича! Если Вы внимательно следите за хроникой «учебных» событий, понимаете: Председатель КЦ даже отстал от темы движения и всего лишь пытается нагнать (вместе со всей Россией)  развивающуюся новь. «ПРЕОДАЛЕВАЕТ  ОТСТАВАНИЕ  ОТ  МИРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ  ЛИДЕРОВ». При этом во всех выступлениях А.З. не усматривается напыщенной наукообразности и прочих…понтов. Если излагает что-то российский лидер охранного обучения, то строго по существу и по необходимости до Вас довести, как данность. Внимайте!

Но… перечтите на «Хранителе» материал Тимура Кармазина «Образовательная поддержка реализации развития НСБ». Можно подумать, что Тимур Ильич магическим зрением присутствовал давеча на совещании Совета СРО «Школа без опасности», где вице-президент А.М.Новиков докладывал свои соображения по поводу бесперспективности для бизнеса вложений ЧОПами столь дефицитных финансовых средств в образование охранников.  По его расчетам на единицу вложения (на 100 рублей)  только 30 рублей дают отдачу (КПД равен 30%). Остальные 70% уходят «в песок» — почти как у Тимура Ильича.

За отсутствием «лишних денег» от муниципальных щедрот Совет СРО с Вице-президентом согласился. Отсутствие возможности для маневра кадрами, кадровый застой, если не кризис, необучаемость персонала неаффилированного  рыночного сектора частных охранных организаций, невозможность оторвать человека с ВАХТЫ  и сама все увеличивающаяся продолжительность вахты – такими земными «оврагами»  обнуляются бумажные расчеты оторванных от практики теоретиков. Отвлеченными от жизни оказываются латинские названия  прогрессивных программ, невостребованными при уровне нашего бытия научные (или у кого-то псевдонаучные) изыскания. Не для российского рынка охранных услуг. Не для массового коллеги-директора, что читает портал «Гардинфо» в надежде если и не получить панацею от кучи бед, то крепко выругаться. Не соответствуют умные мысли замечательных, достойных примера лучших людей текущей оценке нашего труда получателями услуги. Оценке, дающейся нам государством и муниципалитетами – в первую очередь!  Поскольку с их «рассчитанной экономически» оценки, как с законодателей ценовой политики, лепит понятие о стоимости услуги частной охраны российское  гражданское общество. При  всем уважении, Тимур Ильич! Практики, рынок частной охраны ответят на предложенные программы так, как они смогут ответить по своим возможностям. Громко, бодро, внятно: примем! Проголосуем! Будем исполнять! И шёпотком за спиной: «а во сколько обойдется удаленное обучение?».  Нет нужды гадать, как будут действовать большинство НОУ. Поскольку у большинства как и не было, так и нет средств, чтобы создать базы для должного процесса передачи знаний и достойной оплаты труда преподавателей. ПП (извините) – другая тема. Кто оплатит НОУ реальную стоимость 266 часов обучения? Или даже 98 часов?  Из каких «накладных расходов» рыночный ЧОП выкроит такие средства? А откуда иногороднему охраннику-челноку взять и средства и время на учебу? Последние подсчеты группы аналитиков во главе с с Татьяной Ивановной Перовой, зам. начальника ЦЛРР ГУ МВД по г.Москве показали, что сегодня в столице трудятся в частной охране 25,6% иногородних. Заполняемость охранниками объекта охраны составляет сегодня 2,01 охранников на один охраняемый объект. При относительной ничтожности количества «чисто пультовых» объектов и «дневных» постов по отношению к числу  круглосуточных физических. Откуда бедолагам из Сызрани, Пензы, Сыктывкара, Пскова взять время и средства для приобщения к новым формам профессионального образования?

Оценим с этих же «земельных» позиций положения проекта профстандарта по среднему звену руководителей производства. Откуда ЧОП будет набирать руководителей средних уровней, которые по Евростандарту должны пройти обучение в профессиональных колледжах в течение одного-трех лет? Чтобы по окончании обучения стать в охранных организациях главным звеном  специалистов по организации труда. ЧОПы будут набирать на должности начальников охраны и оперативных дежурных не деток с сертификатами после окончания колледжей (может и отслуживших положенный  1 год в сегодняшнем войске), а отставных бойцов-офицеров полиции, спецназа, внутренних войск без профильного среднего образования. Они же,  и выходцы из других служб пополнят ряды руководителей и аффилированных структур, и теневых «СБ». Не двадцатилетние мальчики будут на земле управлять заезжими поседевшими и от лет, и от тяжелой жизни российской глубинки вахтовиками. Коих оказалось в столице 25,6%. Что сказано в проекте профстандарта о среднем уровне, о его трудовой функции организатора труда, о ключевой фигуре производства услуг —  «мастере участка»? У которого под кураторством находится до 40-а школ и детских садиков? До 30-ти постов в амбулаторно-поликлинических учреждениях? Где на объекте полагается 1, реже 2 поста охраны? В проекте об организаторе труда сказано два слова: «начальник охраны», функция которого (подразумевается) равнозначна функции охранника 6-го разряда. Об оперативном дежурном, о функции преодоления чрезвычайных ситуаций сказаны те же два слова. Функции у них нет. А где же сведения по их образованию? «В соответствии с программами, утвержденными Минобрнауки» — это по тексту о других, о не частных, о государственных  «охранах» и «караулах». «Кони, люди»… О 90% управленческого аппарата рыночного ЧОПа только упомянутые два слова в подтверждение факта, что такие должности имеют место быть! Трудовые функции 90% руководителей, нацеленных на достижение качества, остались за рамками проекта. Может быть разработчик ориентировался на малые ЧОПы? Часть охранных объединений состоит из множества малых ЧОПов со всеобщим единым управлением  производством услуг, построенным по тому же  линейному принципу: производственный участок – специализированная под вид охраны производственная линия – общее стратегическое , а Выше уровнем и политическое руководство. Похоже, что стандарт написан под крошечные аффилированные не рыночные ЧОПы, где в штате 30-40 охранников и «по старому» пашут ген. директор и зам. ген. директора, которые   делают   ВСЕ.          Но это не сегодняшний рынок охранных услуг! XX  век…

Участвовал  ли  А.З. Колясинский  в  разработке проекта? Почему И.А. Голощапов отказывается помочь разработчику, имея опыт «собирания зерен» и написания десятков нормативных и правовых отраслевых документов? В том числе участвуя в составлении «характеристики работ» для ЕТКС. Как решает вопросы рабочая группа, если она не собирается? Почему  разработке можно содействовать только в электронном виде? Отсылая предложения? Не принимая  основные принципиальные положения голосованием? Заслушав живой голос всех, кто желает высказаться? Где оно, обещанное «широкое обсуждение» на портале «Хранитель»? У охранного сообщества нет внимания к профстандарту… Вчера  на портале «Гардинфо» предложено обсудить новые программы – основу профстандарта.  Повторюсь: вяло прошло обсуждение…

Господа! Видимо никто из Вас не читал и не видел проект, представлявшийся на презентацию в Общественной палате 14 августа 2013 года. А позже найти и прочитать проект не всем удалось. Широкое, длительное по времени обсуждение в свободном доступе с информированием всего сообщества, каким мы привыкли видеть обсуждения на «Гардинфо», не получилось (не удалось), информацией  о его проведении автор материала не располагает. Если не прав – меня поправят. Не поленитесь! Добудьте проект и внимательно прочитав, сравните с типовыми требованиями Приказа № 148н. Проанализируйте,  примерив Проект на себя: у Вас так? На свой ЧОП, на свое объединение. Для удобства назовите представленный в Общественной палате проект «основным», а нашу разработку, изложенную здесь – «альтернативным».

Замечания:

           В основном проекте достаточно подробно изложена трудовая функция, соответствующая 1-2 (первым двум) типовым уровням Приказа № 148н. Вы  без труда опознаете функцию обычного объектового охранника, работника, выполняющего роль пассивного и активного защитников объектового порядка и имущества собственников. В проекте Вы не найдете трудовую функцию охранников-маршрутников, функцию руководителей среднего уровня управления. Они отсутствуют. Упущены роль и значение руководителей-специалистов, «отцов технологий» видов охраны. Неясно, нечетко, смешанно изложены функции заместителей генерального директора, сориентированные автором проекта на малые или аффилированные ЧОПы не рыночной ориентации, на ЧОПы  XX века. За профсоюзной «рамкой» осталась ведущая роль руководителей объединений (охранных холдингов), куда помимо ЧОПов входят и смежники. Упущена роль крупного бизнеса.

Еще маленькое замечание: ЧОПы предотвращают не «техногенные аварии», а технические аварии. Слово «техногенные» более увязывается со словом «катастрофы» — гигантские аварии – они во вне компетенции ЧОПов. ЧОПы  все же поближе к «землице».

И еще маленькое замечание: в 5-ом уровне проекта в трудовую функцию работника входит «участие в подготовке рекомендаций по правомерной защите имущества и объекта охраны, ВЫРАБАТЫВАЕТ предложения по решению поставленных задач в рамках подразделения» (так в первоисточнике).

В 6-ом уровне (ст. 11/63) работник проводит «защиту личности и имущества с использованием гражданского оружия, физической силы, инженерно-технических и специальных средств». А где же служебное оружие?  Оно появляется только в описании задач образования и в программе профессиональной подготовки.

В 6, 7-ом и 8-ом   уровнях руководители (в возложенных на них проектом трудовых функциях) уже не занимаются «подготовкой рекомендаций»… Тогда с кем же охранник 5-го разряда – уровня «участвует в подготовке рекомендаций»? Всё один?

Фраза о выявлении «признаков» техногенных аварий и  землетрясений звучит нелепо.

ОДНАКО,  СНЯВШИ ГОЛОВУ,  ПО  ВОЛОСАМ  НЕ  ПЛАЧУТ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

                                Единый профстандарт –  да!

                           Тарифно-квалификационные разряды – да!

                                Предложенное наполнение уровней – нет!

 

Однако, пора предложить Вашему вниманию не вопросы, а набор принципов, в соответствии с которым (полагаю) следовало бы выстраивать единый профессиональный стандарт с учетом уже имеющегося первого опыта других ведомств и сложившейся тарифно-квалификационной системы разрядов.

 

Принцип первый: в создании стандарта решающее слово принадлежит предпринимателям с учетом мнения общественных отраслевых организаций, отраслевых образовательных организаций и работников МВД. Из заказчиков  можно было бы пригласить представителей Департаментов (в г. Москве). Исходя из опыта других ведомств, рабочая группа или комиссия по разработке и дальнейшей адаптации основного профессионального стандарта и вторичных профессиональных стандартов по Видам охранных услуг создается Приказом по ведомству (в нашем случае – МВД  РФ), куда вносится (проект-предложение):

 

от предпринимателей – 30%

от руководителей НОУ – 10%

от общественных организаций – 30%

от МВД РФ – 10%

от заказчика – 20%

Комиссия работает в постоянном составе в течение года, после чего состав обновляется.

Принцип второй: в стандарте регламентируется профессиональная деятельность только работников и специалистов негосударственной сферы безопасности. Мы не можем влиять на Государственный сектор, регулируемый другими правовыми и нормативными документами. А сравнение (поверьте), по причинам наличия известных нам ограничений и чужих преимуществ, будет не в пользу частной охраны. Тем более, что исходить требуется из того, чем отрасль располагает сегодня.

Принцип третий: единство трудовых функций  «от простого к сложному» персонала негосударственной сферы НСБ, в каких бы формах не осуществлялась трудовая деятельность работников-специалистов.

Принцип четвертый: разряды охранников из тарифно-квалификационного справочника  являются дополнительными характеристиками к основной трудовой функции и не служат  основанием для определения уровней компетенции. Свидетельство о присвоении квалификации – есть один из документов и характеристик, по совокупности которых работник причисляется к уровню не по должности.

Принцип пятый: сертификация персонала сохраняет чисто добровольное основание и проводится внутри СРО, а не сторонними организациями, которые будут торговать сертификатами.

Принцип шестой:  решающим и определяющим звеном в шкале уровней является средний уровень руководителей: начальники  охраны и оперативные дежурные. Их функции организации  труда должны быть выделены в отдельные уровни и подробно расписаны.

Принцип седьмой: необходимость строго придерживаться ориентирования на требования  Приказа № 148н при наполнении уровней. С иным, чем предложил разработчик, вариантом построения стандарта, Вы ознакомились выше. В связи с тем, что планировавшегося широкого обсуждения на портале «Хранитель» не состоялось, Вы можете высказать свое мнение здесь.

 

Стандарт заявлен профсоюзом за всю область профессиональной деятельности и разрабатывается с марта 2013 года. Тому, что показано на презентации  14 августа –  может  предлагаться альтернативный проект ( без желания заявляться разработчиком). Готов ли разработчик, взявший на себя ответственность,  цивилизованно доказать, что его проект правильнее? О, тяжела ты, шапка Мономаха… (выражение из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»).

 

Уважаемые господа! Материал действительно получился слишком обширным из-за обилия информации. Хроники  движения  профстандартов по линии Минтруда  мы изложим в следующем выпуске.

 

Член Совета СРО Ассоциации «Школа без опасности» Н.А. Степанов