18+

Состояние дел с задолженностью контрагентов. Опрос руководителей охранных компаний

Экономические трудности часто приводят к затруднениям в своевременных расчетах между партнёрами. Пульт опросил руководителей крупных охранных компаний из различных регионов страны, выяснив, насколько остро сейчас стоит проблема задолженности по оплате услуг охраны со стороны заказчиков. Так же были заданы вопросы о том, какие способы решения проблем с задолженностью используют охранные компании (суд, переговоры или иные формы?), ведётся ли ли в какой бы то ни было форме мониторинг состояния дел у заказчиков для предотвращения проблем с оплатой, и каких заказчиков можно условно отнести к группе риска (малые, средние или большие компании, промышленников, ритейлеров, банкиров или строителей?)

krylovОлег Крылов, генеральный директор ОСОП «ЯГУАР«, Магадан

Задолженность есть, и она в целом растет. Вопросы об оплате оказанных услуг решаются как правило путем переговоров. В большинстве случаев предлагается начать платить текущие платежи и + 100% такого же размера в счет просроченных.

В целом в данной ситуации исходим из порядочности заказчика. Исторически так сложилось что случайных заказчиков практически нет. Жесткие меры стараемся не принимать. В ряде случаев
начинаем производить закупки товаров и услуг заказчика-должника.
На снижение тарифов пойти не получается т.к. затраты у нас стабильны. Чтобы сохранить постоянный круг заказчиков предлагаем дополнительные услуги (не затратные) которые являются платными, но теперь на бесплатной основе.
Мониторинг состояния дел у заказчика не производим, хотя и надо было бы. Обжигались уже.
С моей точки зрения наиболее рискованными являются «сетевые заказчики». Очевидно что без всяких видимых причин стараются получить еще и максимальную отсрочку по оплате (до полутора-двух месяцев). Мы в свою очередь закупаем ГСМ и иные расходные материалы по предоплате, плюс заработная плата и т.д. Получается еще и кредитуем заказчиков.

MorozovИгорь Морозов, генеральный директор ГПБ «Айсберг«, Томск

Ситуация немного обострилась, но нельзя сказать что всё критично. Были проблемы сразу после новогодних праздников, но после смены работника отвечающего за данный участок ситуация нормализовалась.
В зависимости от ситуации используем все законные способы решения проблем с задолженностью. Но самое главное, на мой взгляд, постоянный, ежедневный контроль за «дебиторкой» и мгновенная реакция (с помощью любого из перечисленных способов) если возникает задержка платежа, особенно по физической охране.
Ведём мониторинг, но в основном по своевременности платежей, например, категория заказчиков, кто систематически не выполняет договорные обязательства по срокам оплаты, находится под особым контролем. Им заранее напоминают о необходимости произвести оплату, заранее направляют счета и т.д. Этот список периодически меняется, кто-то уходит из него, кто-то добавляется.
Распределить по группам риска сложно, потому что проблемы бывают абсолютно с разными клиентами. Здесь, наверное, больше зависит от того как выстроен бизнес у заказчика и как быстро он может ориентироваться в сложившейся ситуации. Если говорить о тенденциях, то в последнее время чётко прослеживается тенденция на закрытие ИП и на сокращение объёмов услуг в банковской сфере.

BelovaSTBРоза Белова, коммерческий директор компании «СТБ-Охрана», Омск

Сегодня проблема дебиторской задолженности существует во многих направлениях бизнеса. Учитывая тот факт, что мы работаем на рынке оказания услуг, в нашей практике такие случаи происходят регулярно. Не секрет, что многие клиенты которые пытаются «выжить», к сожалению, считают данные платежи не первостепенными и откладывают их напоследок.
Наиболее эффективным из способов я считаю переговоры, которые в свою очередь могут привести к одному из вышеперечисленных вариантов. До судов мы стараемся не доводить, а решать возникшие ситуации более мирными способами, делая уклон в сторону клиентоориентированности. Для этого у нас создан отдел по работе с дебиторской задолженностью, состоящий из нескольких специалистов, решающих вопросы разных уровней сложности. Еще один немаловажный фактор, которому мы уделяем большое внимание, это создание максимального количество вариантов оффлайн и онлайн оплаты услуг: наличный, безналичный расчет, терминалы оплаты, онлайн-банки, системы онлайн -платежей, личный кабинет, банковской картой или электронными деньгами и т.д. Возможность оплаты в удобном для клиента формате сокращает процент дебиторской задолженности т.к. увеличивает оперативность и доступность.
Если дебиторская задолженность возникает у многолетних и долгосрочных клиентов, мы конечно же проводим работу по выяснению причин подобной ситуации. При заключении крупных сделок стараемся производить дополнительные проверки с привлечением юристов и специалистов по безопасности, а также учитываем прежний опыт работы, рекомендации и т.д.
Очень сложно выделить группы риска, т.к. даже в стабильных организациях в любой момент может произойти сбой, реорганизация, банкротство и т.д. Что уж говорить о малом и среднем бизнесе, которые намного сильнее подвержены финансовым рискам. Но, проводя все необходимые мероприятия по предварительной проверке контрагентов, вероятность заключить сделку с неблагонадежным партнером будет минимальна, для этого сегодня есть много инструментов.

Filippov_610Вадим Филиппов, председатель МКБ «Лавина», Коми

Дебиторская задолженность выросла процентов на 20. У нас основные должники это крупные компании, подрядчики Газпрома. По их задолженности все вопросы решаем в Московских арбитражах, в принципе удачно, но сроки возврата — большие. На сегодняшнем этапе у больших компаний изменились в условиях договора сроки оплаты, у Сбербанка, Ростелекома, иностранных нефтяников сроки оплаты варьируются от 90 до 120 дней.
Из договоров на монтаж исчезла предоплата за оборудование. Сегодня в нашем регионе самый проблемный клиент — это муниципальный заказ. Денег нет и не предвидится, с ними просто расторгаем договора, тем более цена в них, как правило, ниже рыночной.
По способам возврата долгов — к каждому клиенту подходим индивидуально, используя все возможные способы. С проблемными заказчиками( неплательщиками или полубанкротами) дел стараемся не иметь. Долг легче не создавать, чем потом вернуть.

rybakovДмитрий Рыбаков, заместитель генерального директора ОСБ «Тауэр«, Иваново

Проблема задолженности по оплате услуг охраны со стороны заказчиков была, есть и будет всегда. Сейчас заказчики просто стали все больше ссылаться на положение экономики в стране — плюс еще один довод в свое оправдание. Заказчиков можно поделить на три группы:

1. ДОБРОСОВЕСТНЫЕ(оплачивают услуги ежемесячно,без просрочки),

2. ПОКВАРТАЛЬЩИКИ(удобнее делать платеж раз в три месяца, но на условии договоренности с охранным предприятием!!!),

3. ДИНАМОВЦЫ (находят тысячу причин в свое оправдание: еще не перечислили на счет денег, нет в городе-стране,просто неделями недоступен по телефону и т.д и т.п.).
Наиболее эффективным способом решения проблемы задолженности в этом случае (имею ввиду услуги по пультовой охране, так как суммы значительно разнятся с предоставлением физической охраны) считаю метод переговоров, ну и, конечно, подсознательно всегда надеешься и веришь в совесть заказчика! На втором этапе, конечно, прекращение договорных отношений с должником.
Для предотвращения проблем с оплатой создали отдел по мониторингу платежей контрагентов и работы с клиентами.(при просрочке платежа более двух месяцев заказчик берется на контроль сотрудником отдела, который плотно работает с ним до полного погашения задолженности, при необходимости вручается претензия и в одностороннем порядке расторгаются договорные отношения).
Добавили пункт в договор,что предприятие не несет материальной ответственности в случае просрочки платежа более 10 дней и имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор.
Ввели штрафные санкции при повторном подключении объекта на ПЦН.
В группу риска можно внести все компании и всех заказчиков без исключения!
Имеем большой опыт работы с этой проблемой, готовы им поделиться и позаимствовать опыт других наших коллег в этой сфере! Есть много наработок и предложений, всего вкратце не опишешь.

GomanovДенис Гоманов, руководитель ГКБ «Витязь«

Да, чего уж лукавить, проблема с выплатами со стороны некоторых заказчиков порой возникает. Непростое экономическое положение в стране отражается на многих сферах жизни, охранная сфера не исключение. Если случаи задержек носят разовый характер, то мы путем переговоров приходим к компромиссному решению, которое устраивает две стороны. ГКБ «Витязь» часто идет навстречу своим партнерам. Впрочем, если мы понимаем, что проблемы с задержками носят системный характер, то к разрешению конфликтной ситуации подключается наш юридический отдел и мы сами переходим в наступление.
Безусловно мы не заинтересованы идти на обострение с нашими партнерами. В группе компаний безопасности «Витязь» до последнего, что называется, сглаживают углы. Но если ситуация тупиковая – да, действительно мы разрываем соглашения на оказание охранных услуг и решаем вопрос уже в судебном порядке. Другое дело, что даже выиграв процесс, деньги сразу не попадут. Нужен запас прочности! Подобные невыплаты нередко ставят крест на маленьких ЧОПах.
Группы риска? Не всегда сам заказчик знает, что ожидает его завтра. Стабильность есть только у серьезных игроков. Крупные охранные корпорации как правило выбирают клиентов покрупнее и понадежнее. Вот и получается, что ЧОПам поменьше, достается то, что еще не разобрали, по остаточному принципу. А это, все равно что выйти в открытое плавание на лодке, а не на корабле.
Первые под ударом малые предприятия. Так как они более чувствительно реагируют на любые изменения экономической ситуации в стране. Со средними и крупными предприятиями работать гораздо комфортнее. 16 и 17 годы будут непростыми. Не стоит расслабляться. Взвешенно подходите к заключению договоров. Настало время взвешенных решений.

NasonovrusРоман Насонов, президент Холдинга структур безопасности «РУСЬ«

Кризисные процессы в экономике затронули и рынок частных охранных услуг. Нашему Холдингу приходится периодически сталкиваться как с помесячной задолженностью по заключенным договорам, так и с отказам партнёров оплачивать уже оказанные охранные услуги.
Наша позиция – максимально использовать внесудебные мирные способы урегулирования споров с деловыми партнерами и заказчиками. Мы ценим и дорожим добрыми партнерскими отношениями и только в редких случаях вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Стараемся вести переговорный процесс с руководителями разного уровня контрагентов, а также представлять партнёрам развернутые конкретизированные досудебные претензии. Действуя открыто и добросовестно мы доводим до наших партнеров нашу позицию и возможные доказательства которыми мы будем обосновывать законность наших требований в судебном процессе.